Форма морського протесту, прийнятого Міжнародним морським комітетом 19-24 вересня 1949 р. в Амстердамі
Міжнародна морська організація; Форма, Міжнародний документ від 24.09.1949
Документ 896_004, поточна редакція — Прийняття від 24.09.1949


Форма морского протеста,
принятого Международным морским комитетом
19-24 сентября 1949 г. в Амстердаме

Тысяча девятьсот г., месяца числа
- нотариусу
ко мне --------------- (фамилия) - консулу СССР
явился капитан парохода, принадлежащего __________________________
(наименование судовладельца), приписанного к _____________________
торговому порту и внесенного в судовой реестр за N _______________
в сопровождении свидетелей _______________________________________
и заявил: " " 19 г. находящийся
в ________________________ порту теплоход ________________________
(следует подробное изложение случая со ссылками на судовой
журнал).

Сводная таблица предъявления морских протестов в некоторых странах ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Страна |Законодатель-| Основание | Место | Срок | Орган или | Основания состав- | Примечание |ный акт | заявления | | протеста | должностное | ления протеста | | | | | | лицо | и акта о морском | | | | | | | протесте | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Болгария Кодекс тор- Происшествия во В первом порту, ко- В течение 24 ч Нотариус Заявление капи- Принятие Заявлений гового море- время плавания или торого достигнет с момента при- тана, данные из и составление актов плавания стоянки судна, даю- судно бытия судна в судового журна- о морском протесте щие основание для В порту во время порт ла и заверенная могут совершаться предъявления пре- стоянки В течение 24 ч капитаном выпис- консульскими пред- тензий к судовла- после случая, ка из него (пред- ставительствами ино- дельцу который прои- ставленные на странных государств зошел в порту обозрение нота- До открытия риусу одновре- люков, кроме менно с заявле- случаев край- нием капитана или ней необходи- в течение 7 дней с мости момента прибы- тия в порт или с момента происшес- твия, если оно произошло в порту), опрос не менее двух свидетелей из ко- мандного состава судна
Польша Морской Происшествия с суд- В первом порту, ко- В течение 24 ч Морская пала- Завление капи- кодекс ном или с лицом, торого достигло суд- с момента при- та (в Щецине тана, заверенная грузом, находящим- но бытия судна в и Гдыне) им выписка из су- ся на судне, пов- первый порт В порту, где дового журнала, лекшие значитель- В порту во время В течение 24 ч нет Морской список экипажа и ный ущерб стоянки после случая, палаты,- уезд- протокол с пока- который про- ный суд заниями капита- изошел в порту на, членов экипа- жа, составленный органом, приняв- шим протест
Румыния Торговый Чрезвычайные собы- В порту, куда судно Немедленно по Председатель Заявление капи- До составления кодекс тия, затрагивающие пришло или где оно прибытии или местного суда тана, судовой протеста и окон- интересы судна, нашло убежище во всяком слу- или единолич- журнал, показа- чания его про- груза или капитана чае не позднее ный судья ния членов эки- верки разгрузка 24 ч с момента пажа и, если воз- судна не допуска- прихода можно, пассажи- ется, кроме особо ров, а также дру- экстренных случаев гие сведения, спо- собствующие ус- тановлению исти- ны. К протесту прила- гается протокол, в котором фикси- руются действия суда
Капиталистические страны
1. Франко-романская система_1
____________________
1 Характеризуется сравнительно коротким сроком (24 ч) заявления морского протеста и, как правило, в гражданский или торговый суд. Протест может быть подвергнут проверке и рассматривается в качестве доказательства.
Франция Закон Исключительные со- В порту захода В течение 24 ч Торговый Заявление капи- Капитану запре- бытия, касающиеся после прибытия (коммерче- тана, выписка из щается выгружать судна, его экипа- судна в порт ский) суд судового и ма- товары до того, жа или груза шинного журнала, как он принесет показания не ме- протест, ответит нее двух членов на необходимые экипажа (одного вопросы и прой- от командного и дет проверку, другого от ря- предписанную дового состава). соответствую- По прибытии в щими портовыми порт капитан обя- властями. Мор- зан завизировать ской протест за- судовой журнал веряется предсе- у компетентных дателем торгового портовых властей суда, а в местах, где нет торгового суда, - местным судьей
Бельгия Торговый Происшествия с суд- В порту захода В течение 24 ч Торговый Заявление капи- По обычаям порта кодекс ном или грузом с момента (коммерче- тана, выписка из Антверпен при за- швартовки ский) суд судового журнала явлении протеста судна к при- (фотокопия), по- в связи со штор- чалу казания свидете- мовой погодой, лей и другие до- несчастным слу- казательства, чаем, аварией и подтверждающие т.п. производится факты, изложен- экспертиза, наз- ные в протесте начаемая по сог- лашению сторон, или судебная эк- спертиза, назна- чаемая председа- телем коммерчес- кого суда
Италия Навигаци- Чрезвычайные про- В порту захода В течение 24 ч Капитан порта Заявление капи- Содержащиеся в онный кодекс исшествия в пути, после прихода или консул и тана, выписка из морском протесте относящиеся к суд- судна. До от- одновременно судового журнала, факты считаются ну или находящимся крытия люков, председатель свидетельские по- доказанными, ес- на борту лицам, за исключением местного суда казания отдельных ли они будут под- грузу чрезвычайных или мировой членов экипажа, тверждены доказа- случаев судья пассажиров и дру- тельствами, со- гие доказательства бранными судом
Греция Морской Чрезвычайные В порту захода В течение 24 ч Председатель Заявление капита- Судья проверяет кодекс происшествия с момента при- гражданского на, судовая роль указанные в про- бытия и вынуж- суда, а в слу- и судовой журнал, тесте факты денного захода чаях его от- обязательно зави- всеми необходи- судна в порт сутствия - ми- зированные порто- мыми способами ровой судья выми и местными властями
2. Германская система_2 ___________________
2 Ее особенности нашли отражение в законодательстве ФРГ.
ФРГ Германское Происшествие, ре- 1. В порту назначе- Без промедле- Местный ок- Заявление капи- В отдельных слу- торговое зультатом которого ния, а при наличии ния ружной суд. тана, заверенная чаях, помимо ос- уложение и явилось причинение нескольких портов Оформление копия выписки из новного протеста, постановле- вреда судовладель- назначения - в том протеста судового журнала, заявляется после- ние об упоря- цу или другим заин- из них, которого суд- осуществля- список членов дующий морской дочении про- тересованным в суд- но достигнет первым ется через экипажа, показа- протест, исправ- цесса о мор- не или грузе лицам Генеральное ния капитана и ляющий ошибки ских протес- 2. В порту-убежище, консульство судового экипажа первого или до- тах где судно осуществ- СССР в Гам- полняющий его ляет необходимый ре- бурге монт
3. В любом подходя-
щем месте, если пла-
вание заканчивается
без достижения порта
назначения
Нидерланды Торговый Происшествия во В порту захода В течение 2 сут. Нотариус Заявление капи- Доказательствен- кодекс время плавания после прихода тана, судовой ная ценность за- судна в порт журнал, свиде- писей в судовом заявляется тельские пока- журнале опреде- предваритель- зания членов ляется судом ный протест, экипажа по вы- который в те- бору капитана чение 8 сут. после его вру- чения нотариу- су заменяется окончательным
Дания Закон о тор- Происшествия во В рейсе или в пор- Не позднее Нотариальная Заявление капи- В Копенгагене говом море- время рейса или ту захода следующего контора или тана, выписка из имеется советское плавании в порту, след- дня после про- городской суд. вахтенного жур- консульство. Но- ствием которых исшествия или В Копенгаге- нала, список чле- тариальная кон- явилось повреж- после того, как не - Морской нов команды и тора и суд могут дение судна или результат его или коммер- других лиц, ко- только подтвер- груза или смерть будет обнару- ческий суд торые могут дать дить факт заяв- человека, нахо- жен, или после свидетельские ления протеста дившегося на захода в порт показания по делу без рассмотрения борту его по существу
Норвегия Закон Происшествия, при- В порту захода В течение 24 ч Городской или Заявление капи- Судовое расследо- о морском чинившие вред суд- с момента при- районный суд тана, заверенная вание именуется судоходстве ну или грузу, не- хода судна капитаном выпис- Морской деклара- счастные случаи с ка из судового цией, проводимой людьми и т.п. журнала, судовая по правилам, ус- роль, список чле- тановленным Мор- нов экипажа, пе- ским торговым речень заинтере- кодексом. Все за- сованных лиц или интересованные их представителей лица могут полу- с указанием адре- чить выписку из сов. Показания ка- протокола Морс- питана и свидете- кой декларации лей
Швеция Морской Различные проис- В порту захода Срок заявле- Председатель Заявление капи- Слушание дела в закон шествия на море ния протеста городского су- тана, выписка из суде происходит в законом не ус- да. В связи со судового и ма- присутствии капи- тановлен. За- сложностью шинного журна- тана порта и эк- являть его оформления ла, в необходи- спертов (опытных следует как морского про- мых случаях - специалистов в можно скорее теста капи- карты. Показа- области морского танам советс- ния капитана права и морепла- ких судов ре- и указанных им вания). комендуется свидетелей Суд не выносит заявлять про- никакого реше- тесты у нота- ния, а только риуса по при- констатирует бытии в совет- факт подачи ский порт, а морского про- следующих из теста и состав- шведских портов ляет об этом в другие бас- акт сейны - у со- ветского кон- сула
Финляндия Закон о тор- Событие, которое В первом порту Как можно Городской суд Подробное заяв- Если заявление говом море- причинило или мог- захода судна скорее ление капитана, о морском про- плавании ло причинить ущерб подписанное ка- тесте не будет судну, грузу или питаном и дву- представлено, людям в месте по- мя членами эки- на капитана мо- грузки, выгрузки пажа, которые жет быть нало- или в пути (стол- могут быть опро- жен штраф. Под- кновение судов, шены под прися- робный морской причинение вреда гой протест рас- собственности сматривается третьих лиц, как доказатель- случаи отравления, ство невиновно- заболевания и др.) сти капитана
3. Английская система_3
Великобри- Обычное или Событие рейса В порту захода - В течение 48 Нотариальная 1. Предваритель- По английскому тания общее право первое заявление часов после контора ное сообщение в праву доказа- (Common Low), В любом англий- прибытия судна присутствии пред- тельственную си- основанное на ском порту - второе в английский ставителя агента лу имеют судо- судебных пре- заявление(допол- порт капитан судна (перевозчи- вой журнал, дру- цедентах нение) судна делает ка), в котором со- гие судовые до- предваритель- держатся основные кументы и пока- ное сообщение данные о судне, зания свидетелей (первое заяв- грузе, рейсе и ление) и не событиях рейса позднее чем 2. Развернутый через 6 мес. морской протест, после перво- составляемый по го заявления просьбе и за в случае по- счет грузовла- ступления дельца с прило- претензий от жением выписки грузоотпра- из судового жур- вителей или нала, других су- других лиц довых документов капитан впра- и показаний сви- ве, но не обя- детелей зан произвести дооформление протеста ____________________
3 В странах, придерживающихся английской системы совершения
морского протеста (Великобритании, Австралии, Индии, Канаде, Новой
Зеландии, США и др.), за протестом не признается
доказательственной силы в той мере, как это принято в
государствах, следующих франко-романской и немецкой системам. За
морским протестом в странах английской системы в течение
шестимесячного срока может последовать его расширенное изложение.
Оно не носит обязательного характера и на практике обычно
применяется в тех случаях, когда на нем настаивают грузовладельцы,
которые оплачивают связанные с этим расходы. За расширенным
изложением морского протеста признается доказательственная сила
лишь против судна, но не в его пользу. Правила совершения морских
протестов в США, Канаде, Австралии, Индии, Новой Зеландии и других
странах развивались под влиянием английских правил и по содержанию
близки к ним.
Аварийная подписка
Принимая во внимание, что судно _____________________________
(наименование судна)
под командованием капитана _______________________________________
(фамилия капитана)
в рейсе ________________ из порта ________________________________
(дата рейса) (наименование
_______________________ в порт ___________________________________
порта отправления) (наименование порта назначения)
как утверждает перевозчик, имело повреждения, убытки и
расходы, могущие быть признанными общей аварией, мы,
нижеподписавшиеся получатели грузов (или их представители от
имени), обязуемся в отношении грузов по перечисленным ниже
коносаментам:
1. Объявить стоимость грузов. 2. Представить в Бюро диспашеров при ТПП СССР, в Москве,
ул.Куйбышева, дом N 6, необходимые документы, материалы и
сведения. 3. Уплатить причитающуюся долю от общей аварии согласно
диспаше, составленной диспашером _________________________________
при ТПП СССР в Москве.
------------------------------------------------------------------ NN | Наименование | Число мест | Вес | Стоимость|Примечание коноса- | груза | | | | ментов | | | | | --------+----------------+------------+-----+----------+---------- | | | | | --------+----------------+------------+-----+----------+---------- | | | | | --------+----------------+------------+-----+----------+---------- | | | | | --------+----------------+------------+-----+----------+---------- | | | | | --------+----------------+------------+-----+----------+---------- | | | | | --------+----------------+------------+-----+----------+---------- | | | | | --------+----------------+------------+-----+----------+---------- | | | | | ------------------------------------------------------------------

" " _________________ 19 г.
Гор. ____________________________
Грузополучатель _________________
(подпись)

Юридический адрес грузополучателя ________________________________ __________________________________________________________________



вгору