Заключний акт Наради з безпеки та співробітництва в Європі
ООН; Акт, Міжнародний документ від 01.08.1975
Документ 994_055, чинний, поточна редакція — Прийняття від 01.08.1975
 

Сторінки:  1  [ 2 ]  3  4
« попередня сторінканаступна сторінка »  

     намерены поощрять развитие промышленного сотрудничества между 
компетентными организациями, предприятиями и фирмами своих стран; считают, что промышленное сотрудничество может быть облегчено
путем заключения межправительственных и других двусторонних и
многосторонних соглашений между заинтересованными сторонами; отмечают, что, содействуя промышленному сотрудничеству, они
будут учитывать экономическую структуру и уровень развития их
стран; констатируют, что промышленное сотрудничество осуществляется
по контрактам, заключаемым между компетентными организациями,
предприятиями и фирмами на основе экономических соображений; выражают свою готовность содействовать принятию мер, которые
имеют целью создать благоприятные условия для промышленного
сотрудничества; признают, что промышленное сотрудничество охватывает ряд форм
экономических связей, выходящих за рамки обычной торговли, и что
при заключении контрактов о промышленном сотрудничестве партнеры
совместно определяют формы и условия сотрудничества, принимая во
внимание их взаимные интересы и возможности; признают также, что при наличии их взаимной
заинтересованности могут быть полезны для развития промышленного
сотрудничества такие конкретные формы, как совместное производство
и сбыт, специализация в области производства и сбыта,
строительство, расширение и модернизация промышленных предприятий,
сотрудничество в создании промышленных комплексов, имея при этом в
виду получение части изготовляемой на них продукции, смешанные
общества, обмен "ноу-хау", технической информацией, патентами и
лицензиями и совместные промышленные исследования в рамках
конкретных проектов сотрудничества; признают, что могут быть использованы новые формы
промышленного сотрудничества, которые отвечали бы конкретным
потребностям; отмечают значение экономической, коммерческой, технической и
административной информации, которая обеспечивала бы развитие
промышленного сотрудничества; считают желательным: - улучшать качество и расширять объем информации, касающейся
промышленного сотрудничества, в частности, информации о
соответствующих законах и регламентах, включая те, которые
относятся к валютному регулированию, об основных направлениях
народнохозяйственных планов и программ и приоритетах программ, об
экономических условиях рынка, и - распространять опубликованные материалы такого характера в
возможно короткие сроки; будут поощрять все формы обмена информацией и опытом,
относящиеся к промышленному сотрудничеству, в том числе путем
контактов между потенциальными партнерами, и, когда это
целесообразно, через смешанные комиссии по экономическому,
промышленному и научно-техническому сотрудничеству, национальные и
смешанные торговые палаты и другие соответствующие органы; считают желательным в целях расширения промышленного
сотрудничества поощрять изучение возможностей такого
сотрудничества и осуществление проектов в этой области и будут в
этих целях принимать, в частности, меры по облегчению и развитию
всякого рода деловых контактов между компетентными организациями,
предприятиями и фирмами и между их соответствующими специалистами; отмечают, что принятые Совещанием положения, касающиеся
деловых контактов в торгово-экономических отношениях, применимы
также к иностранным организациям, предприятиям и фирмам, занятым в
промышленном сотрудничестве, с учетом специфических условий такого
сотрудничества, и будут стремиться, в частности, обеспечивать
соответствующие условия труда для работников, участвующих в
осуществлении проектов сотрудничества; считают желательным, чтобы предложения по проектам
промышленного сотрудничества были достаточно конкретизированы и
содержали необходимые технико-экономические данные, в частности,
предварительную оценку стоимости проекта, сведения о намечаемых
формах сотрудничества и возможностях сбыта, с тем чтобы
потенциальные партнеры могли проводить первоначальное рассмотрение
таких предложений и принимать по ним решения в возможно более
короткие сроки; будут поощрять принятие сторонами, занятыми промышленным
сотрудничеством, мер по ускорению переговоров о заключении
контрактов о сотрудничестве; рекомендуют далее продолжить рассмотрение, например, в рамках
Европейской экономической комиссии ООН, способов улучшения
предоставления заинтересованным сторонам информации об общих
условиях промышленного сотрудничества и руководств по выработке
контрактов в этой области; считают желательным дальнейшее улучшение условий
осуществления проектов промышленного сотрудничества, в частности,
в том, что касается: - защиты интересов партнеров по проектам промышленного
сотрудничества, включая правовую защиту различных видов
собственности, связанной с таким сотрудничеством; - учета, совместимыми с их экономическими системами методами,
потребностей и возможностей промышленного сотрудничества в рамках
экономической политики и, в частности, в народнохозяйственных
планах и программах; считают желательным, чтобы партнеры при заключении контрактов
о промышленном сотрудничестве уделяли должное внимание положениям
об оказании необходимой помощи друг другу и предоставлении
необходимой информации в ходе осуществления контрактов, особенно
имея в виду достижение надлежащего технического уровня и качества
продукции, являющейся результатом такого сотрудничества; признают полезность более широкого участия мелких и средних
фирм в проектах промышленного сотрудничества.
Проекты, представляющие общий интерес
Государства-участники, считая, что их экономический потенциал и естественные ресурсы
делают возможным долгосрочное сотрудничество путем объединения
усилий в осуществлении крупномасштабных проектов, представляющих
общий интерес, в том числе на региональном и субрегиональном
уровнях, и что эти проекты могут содействовать ускорению
экономического развития участвующих в них стран, считая желательным, чтобы компетентные организации,
предприятия и фирмы всех стран имели возможность проявлять свой
интерес к участию в подобных проектах и при достижении
договоренности участвовать в их осуществлении, отмечая, что принятые Совещанием положения, касающиеся
промышленного сотрудничества, применимы также к проектам,
представляющим общий интерес, считают необходимым поощрять в соответствующих случаях
изучение компетентными и заинтересованными организациями,
предприятиями и фирмами возможностей осуществления проектов,
представляющих общий интерес, в области энергетических ресурсов,
использования сырья, а также в области транспорта и связи, считают желательным, чтобы организации, предприятия и фирмы
при изучении возможностей участия в проектах, представляющих общий
интерес, обменивались со своими потенциальными партнерами по
соответствующим каналам необходимой информацией экономического,
правового, финансового и технического характера, относящейся к
таким проектам, считают, что энергетические ресурсы, в частности, нефть,
природный газ и каменный уголь, а также добыча и переработка
минерального сырья, в частности, железной руды и бокситов,
являются подходящими областями для укрепления долгосрочного
экономического сотрудничества и для развития торговли, которое
может быть следствием этого, считают, что возможности для проектов, представляющих общий
интерес и направленных на долгосрочное экономическое
сотрудничество, существуют равным образом в следующих областях: - обмен электроэнергией в Европе с целью наиболее
рационального использования мощностей электростанций, - сотрудничество в области изыскания новых источников
энергии, и в частности, в области атомной энергетики, - развитие дорожных сетей и сотрудничество с целью создания
единой судоходной системы в Европе, - сотрудничество в области исследования и усовершенствования
оборудования для перевозок различными видами транспорта и для
обработки контейнеров, рекомендуют государствам, заинтересованным в проектах,
представляющих общий интерес, рассматривать, на каких условиях
возможна их разработка, и в тех случаях, когда это желательно,
создавать необходимые условия для их практического осуществления.
3. Положения, относящиеся к торговле
и промышленному сотрудничеству
Гармонизация стандартов и технических условий
Государства-участники, признавая, что развитие международной гармонизации стандартов
и технических условий, а также международного сотрудничества в
области сертификации является одним из важных средств устранения
технических препятствий в международной торговле и промышленном
сотрудничестве, содействуя тем самым их развитию и повышению
производительности труда; подтверждают свою заинтересованность в достижении возможно
более широкой международной гармонизации стандартов и технических
условий; выражают готовность содействовать заключению международных
соглашений и достижению других соответствующих договоренностей
относительно признания свидетельств о соответствии стандартам и
техническим условиям; считают желательным расширять международное сотрудничество по
вопросам стандартизации, поддерживая, в частности, деятельность
межправительственных и других соответствующих организаций в этой
области.
Арбитраж
Государства-участники, считая, что быстрое и справедливое разрешение споров, могущих
возникнуть из коммерческих сделок, относящихся к торговле и обмену
услугами, и из контрактов в области промышленного сотрудничества,
способствовало бы расширению и облегчению торговли и
сотрудничества, полагая, что арбитраж является одним из подходящих способов
разрешения таких споров, рекомендуют организациям, предприятиям и фирмам своих стран в
соответствующих случаях предусматривать арбитражную оговорку в
коммерческих сделках и контрактах о промышленном сотрудничестве
или специальных соглашениях; рекомендуют, чтобы положения об арбитраже предусматривали
проведение арбитража на основе взаимоприемлемого регламента и
допускали проведение арбитража в третьей стране, с учетом
действующих межправительственных и иных соглашений в этой области.
Специальные двусторонние соглашения
Государства-участники, признавая необходимость облегчения торговли и содействия
осуществлению новых форм промышленного сотрудничества, будут относиться благожелательно к заключению в
соответствующих случаях специальных двусторонних соглашений по
различным вопросам, представляющим взаимный интерес, в области
торговли и промышленного сотрудничества, в частности, с целью
устранения двойного налогообложения и облегчения перевода прибылей
и возврата стоимости вложенных средств.
4. Наука и техника
Государства-участники, убежденные в том, что научно-техническое сотрудничество
вносит важный вклад в дело укрепления безопасности и
сотрудничества между ними, содействуя эффективному решению
проблем, представляющих общий интерес, и улучшению условий жизни
человека, считая важным при развитии такого сотрудничества
способствовать обмену информацией и опытом, содействуя изучению и
передаче научно-технических достижений, а также доступу к таким
достижениям на взаимовыгодной основе и в областях сотрудничества,
согласованных между заинтересованными сторонами, считая, что определять возможности для взаимовыгодного
сотрудничества и разрабатывать его детали будут потенциальные
партнеры, т.е. компетентные организации, учреждения, предприятия,
ученые и специалисты государств - участников, подтверждая, что такое сотрудничество может развиваться и
осуществляться на двусторонней и многосторонней основе на
правительственном и неправительственном уровнях, в том числе через
межправительственные и другие соглашения, международные программы,
совместные проекты и коммерческие каналы при использовании также
различных форм контактов, включая непосредственные и
индивидуальные контакты, сознавая необходимость принятия мер по дальнейшему улучшению
научно-технического сотрудничества между ними,
Возможности для улучшения сотрудничества
признают, что имеются возможности для дальнейшего улучшения
научно-технического сотрудничества, и с этой целью выражают свое
намерение устранять затруднения такому сотрудничеству, в
частности, путем: - улучшения возможностей для обмена и распространения между
сторонами, заинтересованными в научно-технических исследованиях и
сотрудничестве, научно-технической информации, в том числе
информации, касающейся организации и осуществления такого
сотрудничества; - быстрого осуществления и улучшения организации
международных визитов ученых и специалистов - в том числе программ
этих визитов - в связи с обменами, конференциями и
сотрудничеством; - более широкого использования коммерческих каналов и
деятельности для проведения исследований в области прикладной
науки и техники и для передачи достижений, полученных в этой
области, при обеспечении защиты прав на интеллектуальную и
промышленную собственность и предоставлении информации, касающейся
этих прав;
Области сотрудничества
считают, что существуют возможности расширить сотрудничество
в областях, приводимых ниже в качестве примеров, имея в виду, что
проекты и договоренности, представляющие взаимный интерес и
выгоду, будут намечаться и разрабатываться потенциальными
партнерами в странах-участницах:
Сельское хозяйство
Исследования в области новых методов и техники повышения
продуктивности растениеводства и животноводства; применение
достижений химии в сельском хозяйстве; проектирование,
производство и использование сельскохозяйственных машин; техника
ирригационных и других работ по улучшению сельскохозяйственных
земель;
Энергия
Новая технология производства, передачи и распределения
энергии, предназначенная для улучшения использования существующих
топлив и гидроэнергетических источников; исследования в области
новых источников энергии, в том числе атомной, солнечной и
геотермальной энергии;
Новая технология, рациональное использование ресурсов
Исследования в области новых технологических процессов и
оборудования, позволяющих, в частности, снижать потребление
энергии, а также сводить до минимума или устранять
производственные отходы;
Транспортная техника
Исследования в области транспортных средств и техники,
применяемой при создании и эксплуатации международных,
национальных и городских транспортных сетей, включая контейнерные
перевозки и безопасность движения;
Физика
Изучение проблем физики высоких энергий и физики плазмы;
исследования в области теоретической и экспериментальной ядерной
физики;
Химия
Исследования проблем электрохимии и химии полимеров,
природных соединений, металлов и сплавов, а также разработка более
совершенной химической технологии, особенно технологии химической
переработки материалов; практическое применение новейших
достижений химии в промышленности, строительстве и других секторах
экономики;
Метеорология и гидрология
Метеорологические и гидрологические исследования, включая
методы сбора, оценки и передачи данных и их использование для
составления гидрометеорологических прогнозов;
Океанография
Океанографические исследования, включая изучение
взаимодействия воздушной и морской сред;
Сейсмологические исследования
Изучение и прогнозирование землетрясений и связанных с ними
геологических изменений; исследования и разработки в области
техники сейсмостойкого строительства;
Исследования в области гляциологии, вечной мерзлоты
и проблем жизни в условиях холода
Исследования в области гляциологии и вечной мерзлоты;
транспортная и строительная техника; адаптация человека к крайне
неблагоприятным для него климатическим условиям и изменениях в
условиях жизни коренного населения;
Электронно-вычислительная, телекоммуникационная
и информационная техника
Разработка электронно-вычислительных машин, а также систем
телекоммуникаций и информации; техника, связанная с ЭВМ и
телекоммуникациями, включая их применение в системах управления,
производственных процессах, для автоматизации, при изучении
экономических проблем, в научно-исследовательских работах и для
сбора, обработки и распространения информации;
Космические исследования
Исследования космического пространства и изучение природных
ресурсов Земли и ее биосферы с использованием дистанционного
зондирования, в частности, при помощи спутников и ракет - зондов;
Медицина и здравоохранение
Исследования в области сердечно-сосудистых, онкологических и
вирусных заболеваний, молекулярной биологии, нейрофизиологии;
разработка и проверка новых лекарственных препаратов; изучение
актуальных проблем педиатрии, геронтологии, организации и техники
медицинского обслуживания;
Исследования в области окружающей среды
Исследования конкретных научных и технических проблем,
относящихся к окружающей человека среде;
Формы и методы сотрудничества
выражают свое мнение о том, чтобы в научно-техническом
сотрудничестве использовались, в частности, следующие формы и
методы: - обмен книгами, периодическими изданиями и другими
научно-техническими публикациями и докладами и распространение их
между заинтересованными организациями, научно-техническими
учреждениями, предприятиями, учеными и специалистами, а также
участие в международных программах по реферированию и учету
публикаций; - обмены и визиты, а также другие непосредственные контакты и
связи между учеными и специалистами на основе взаимного соглашения
и других договоренностей для таких целей, как консультации, чтение
лекций и проведение исследований, включая использование в связи с
этим лабораторий, научных библиотек и других центров документации; - проведение международных и национальных конференций,
симпозиумов, семинаров, курсов и других совещаний
научно-технического характера с участием в них иностранных ученых
и специалистов; - совместная разработка и осуществление программ и проектов,
представляющих взаимный интерес, на основе консультации и
договоренности между всеми заинтересованными сторонами, в том
числе, где это возможно и целесообразно, обмен опытом и
результатами исследований, а также координация исследовательских
программ между научными и технологическими исследовательскими
учреждениями и организациями; - использование коммерческих каналов и методов для изучения и
передачи передового научно-технического опыта, в том числе путем
достижения взаимовыгодных договоренностей о сотрудничестве между
фирмами и предприятиями в областях, согласованных между ними, а
также для осуществления, где это целесообразно, совместных
проектов и программ научных исследований и разработок; Считают желательным периодически обмениваться мнениями и
информацией в области научной политики, в частности, по общим
проблемам ориентации и организации исследований и по вопросам,
связанным с лучшим использованием на совместной основе крупного
научного и экспериментального оборудования; Рекомендуют при развитии сотрудничества в области науки и
техники, наряду с формами и методами сотрудничества, указанными в
этом документе, полностью использовать существующую практику
двустороннего и многостороннего сотрудничества, в том числе
регионального и субрегионального; Рекомендуют далее более эффективно использовать имеющиеся и
потенциальные возможности существующих межправительственных и
неправительственных международных организаций, занимающихся
вопросами науки и техники, для улучшения обмена информацией и
опытом, а также для развития других форм сотрудничества в
областях, представляющих общий интерес, и для этого, например: - в рамках Европейской экономической комиссии ООН изучить
возможности для расширения многостороннего сотрудничества с учетом
опыта реализации проектов и исследований, накопленного в различных
международных организациях, а также для проведения конференций,
симпозиумов, исследовательских и рабочих групп, в том числе таких,
которые позволяли бы молодым ученым и инженерам встречаться с
ведущими специалистами в интересующих их областях; - путем участия в конкретных программах международного
научно-технического сотрудничества, в том числе в программах
ЮНЕСКО и других международных организаций, содействовать
постоянному прогрессу в достижении целей таких программ, прежде
всего программы ЮНИСИСТ, уделяя особое внимание вопросам
определения направлений развития информации, технического
консультирования, информационного обеспечения и обработки данных.
5. Окружающая среда
Государства-участники, подтверждая, что защита и улучшение окружающей среды, а также
охрана природы и рациональное использование ее ресурсов в
интересах нынешнего и будущих поколений являются одной из задач,
имеющих большое значение для благосостояния народов и
экономического развития всех стран, и что многие проблемы
окружающей среды, в частности, в Европе, могут быть эффективно
решены только путем тесного международного сотрудничества, признавая, что каждое государство-участник, в соответствии с
принципами международного права, должно в духе сотрудничества
принимать меры к тому, чтобы деятельность, проводимая на его
территории, не являлась причиной ухудшения окружающей среды
другого государства или районов, находящихся за пределами
национальной юрисдикции, считая, что успех всякой политики в области окружающей среды
предполагает, чтобы все категории населения и общественные силы,
сознавая свою ответственность, содействовали охране и улучшению
окружающей среды, что вызывает необходимость постоянной и
углубленной просветительной работы, в частности среди молодежи, подтверждая на основании имеющегося опыта, что экономическое
развитие и технический прогресс должны быть совместимы с задачей
защиты окружающей среды и сохранения исторических и культурных
ценностей, что избежать нанесения ущерба окружающей среде можно
лучше всего с помощью предупредительных мер и что при эксплуатации
и планировании развития природных ресурсов должны приниматься меры
по сохранению экологического равновесия в природе,
Цели сотрудничества
выражают свое согласие, в частности, со следующими целями
сотрудничества: - изучать проблемы окружающей среды, которые по своей природе
носят многосторонний, двусторонний, региональный или
субрегиональный характер, имея в виду их решение, а также поощрять
развитие комплексного научного подхода к проблемам окружающей
среды; - повышать эффективность национальных и международных мер по
защите окружающей среды путем сопоставления и в соответствующих
случаях гармонизации методов, используемых для сбора и анализа
фактов, расширения знаний по проблемам загрязнения окружающей
среды и рационального использования природных ресурсов, путем
обмена информацией, согласования понятий и, по мере возможности,
принятия общей терминологии в области окружающей среды; - принимать необходимые меры для сближения политики в области
окружающей среды и, где это целесообразно и возможно, для их
гармонизации; - поощрять, где это возможно и целесообразно, усилия,
предпринимаемые на национальном и международном уровнях их
заинтересованными организациями, предприятиями и фирмами в области
разработки, производства и совершенствования оборудования,
предназначенного для защиты и улучшения окружающей среды и
наблюдений за ее состоянием.
Области сотрудничества
Для достижения этих целей государства-участники будут
использовать каждую подходящую возможность для сотрудничества по
вопросам окружающей среды, и, в частности, в областях, описание
которых приводится ниже в качестве примеров:
Борьба с загрязнением воздуха
Десульфуризация топлив и отходящих газов; борьба с выбросом в
атмосферу тяжелых металлов, пыли, аэрозолей, окисей азота, в
особенности транспортными средствами, электростанциями и
промышленными предприятиями; системы и методы наблюдения и
контроля за загрязнением воздуха и последствиями этого
загрязнения, в том числе при переносе загрязнителей на большие
расстояния;
Охрана вод от загрязнения и использование пресных вод
Предотвращение загрязнения вод, в частности рек, протекающих
по территории нескольких государств, и международных озер;
технические способы повышения качества воды и дальнейшее развитие
способов и средств очистки промышленных и коммунальных стоков;
методы оценки ресурсов пресных вод и улучшение их использования,
особенно путем создания производственных процессов, обеспечивающих
уменьшение загрязнений и снижения потребления пресной воды;
Охрана морской среды
Охрана морской среды государств-участников, особенно
Средиземного моря, от загрязнения с суши, с судов и других
плавучих средств, в частности вредными веществами, перечисленными
в приложениях I и II к Лондонской конвенции по предотвращению
загрязнения морей из-за сброса отходов и других веществ
( 995_127 ); проблемы поддержания экологического равновесия и
пищевых цепей, возникающие, в частности, в связи с разведкой и
эксплуатацией биологических и минеральных ресурсов морей и
морского дна;
Почвы и использование земель
Проблемы более эффективного использования земель, в том числе
мелиорация, освоение и рекультивация земель; борьба с загрязнением
почвы, с водной и ветровой эрозией, а также с другими видами
деградации почвы; поддержание и повышение продуктивности почв с
учетом возможных отрицательных последствий применения химических
удобрений и ядохимикатов;
Охрана природы и заповедники
Охрана природы и заповедники, защита и сохранение
существующих генетических ресурсов, особенно редких видов животных
и растений; охрана природных экологических систем; организация
заповедников и других охраняемых участков ландшафта и районов,
включая их использование для научных исследований, туризма, отдыха
и других целей;
Улучшение состояния окружающей
среды в населенных районах
Проблемы окружающей среды, связанные с транспортом, жилыми
районами, производственными зонами, развитием городов и их
планировкой, с системами водоснабжения и канализации; оценка
вредного воздействия шума и методы борьбы с шумом; сбор, обработка
и утилизация отходов, в том числе извлечение и рециркуляция
материалов; исследования в области заменителей биологически
неразлагаемых веществ;
Фундаментальные исследования, наблюдения, прогноз
и оценка изменений в окружающей среде
Изучение изменений климата, ландшафтов и экологических
равновесий под влиянием естественных факторов и человеческой
деятельности; прогноз возможных генетических изменений в
растительном и животном мире в результате загрязнения окружающей
среды; гармонизация статистических данных, разработка научных
концепций и систем наблюдения за состоянием окружающей среды,
стандартизированных методов наблюдения, измерения и оценки
изменений в биосфере; оценка влияния уровней загрязнения и
деградации окружающей среды на здоровье человека; изучение и
разработка критериев и стандартов для различных загрязнителей
окружающей среды и регламентации, касающейся производства и
использования различных видов продукции;
Правовые и административные меры
Правовые и административные меры по охране окружающей среды,
включая порядок определения критериев для оценки действий,
влияющих на состояние окружающей среды.
Формы и методы сотрудничества
Государства-участники заявляют, что проблемы, касающиеся
охраны и улучшения окружающей среды, будут решаться как на
двусторонней, так и на многосторонней основе, в том числе
региональной и субрегиональной, при полном использовании
существующих форм и организационных структур сотрудничества. Они
будут развивать сотрудничество в области окружающей среды,
принимая, в частности, во внимание Стокгольмскую декларацию об
окружающей человека среде ( 995_454 ), соответствующие резолюции
Генеральной Ассамблеи ООН и Пражского симпозиума Европейской
экономической комиссии ООН по проблемам окружающей среды. Государства-участники будут стремиться к тому, чтобы
сотрудничество в области окружающей среды осуществлялось, в
частности, путем: - обмена научно-технической информацией, документацией и
результатами исследований, в том числе информацией о методах
определения возможных последствий технической и хозяйственной
деятельности для окружающей среды; - организации конференций, симпозиумов и совещаний экспертов; - обмена научными работниками, специалистами и стажерами; - совместной разработки и осуществления программ и проектов
по изучению и решению различных проблем охраны окружающей среды; - гармонизации, где это уместно и необходимо, стандартов и
норм, связанных с охраной окружающей среды, в частности, для того,
чтобы избежать возможных трудностей в торговле, которые могут
возникать в связи с усилиями по решению экологических проблем,
касающихся производственных процессов, и которые относятся к
обеспечению в производимых товарах качеств, удовлетворяющих
требованиям охраны окружающей среды; - консультаций по различным аспектам защиты окружающей среды
по договоренности между заинтересованными странами, особенно в
связи с проблемами, которые могут иметь международные последствия. Государства-участники будут, кроме того, развивать такое
сотрудничество: - содействуя прогрессивному развитию, кодификации и
применению международного права как одного из средств сохранения и
улучшения окружающей человека среды, включая принципы и практику,
которые приняты ими в отношении борьбы с загрязнениями и другим
ущербом для окружающей среды, возникающими в результате
деятельности, проводимой в рамках их юрисдикции или контроля и
оказывающей влияние на другие страны и районы; - оказывая поддержку и содействуя осуществлению
соответствующих международных конвенций, участниками которых они
являются, в частности тех, которые направлены на предупреждение и
борьбу с загрязнением морей и пресных вод, рекомендуя государствам
ратифицировать уже подписанные конвенции, а также рассматривая
возможности присоединения к другим соответствующим конвенциям,
участниками которых они не являются в настоящее время; - добиваясь включения, где это целесообразно и возможно,
различных областей сотрудничества в программы работы Европейской
экономической комиссии ООН и поддерживая такое сотрудничество в
рамках этой Комиссии и Программы ООН по окружающей среде, принимая
во внимание деятельность других компетентных международных
организаций, членами которых они являются; - применяя шире для всех видов сотрудничества имеющуюся
информацию из национальных и международных источников, включая
согласованные на международном уровне критерии, и используя при
этом возможности и средства различных компетентных международных
организаций. Государства-участники выражают согласие со следующими
рекомендациями, касающимися конкретных мер: - разработать путем международного сотрудничества широкую
программу наблюдения и оценки переноса на большие расстояния
загрязняющих воздух веществ, начиная с сернистого ангидрида, с
возможным охватом в дальнейшем других загрязнителей, и в этой
связи принять во внимание основные элементы программы
сотрудничества, которые были намечены экспертами, встречавшимися в
Осло в декабре 1974 года по приглашению Норвежского института
атмосферных исследований; - добиваться, чтобы в рамках Европейской экономической
комиссии ООН было проведено изучение методики и соответствующего
опыта, относящихся к деятельности правительств по развитию
возможностей их стран достаточно полно прогнозировать последствия
хозяйственной деятельности и технического развития для окружающей
среды.
6. Сотрудничество в других секторах
Развитие транспорта
Государства-участники, считая, что улучшение условий перевозок является одним из
существенных факторов развития сотрудничества между ними, полагая, что следует содействовать развитию транспорта и
решению существующих проблем, используя соответствующие
национальные и международные средства, учитывая работу, проводимую по этим вопросам существующими
международными организациями, в частности Комитетом по внутреннему
транспорту Европейской экономической комиссии ООН, отмечают, что быстрый технический прогресс в различных
областях транспорта делает желательным развитие сотрудничества и
расширение обмена информацией между ними; высказываются в пользу упрощения и гармонизации
административных, в частности, пограничных, формальностей в
области международных перевозок; считают целесообразным способствовать, с учетом их
национальных особенностей в этой области, гармонизации
административных и технических правил в отношении безопасности в
автомобильном, железнодорожном, речном, воздушном и морском
транспорте; выражают готовность содействовать развитию международных
сухопутных и водных перевозок пассажиров и грузов, а также
возможностей соответствующего участия в таких перевозках на
взаимовыгодной основе; высказываются, при уважении их прав и соблюдении
международных обязательств, в пользу устранения различий в
правовых режимах судоходства на внутренних водных путях,
подпадающих под действие международных конвенций, в частности
различий в применении этих режимов, и с этой целью призывают
государства-члены Центральной Рейнской комиссии, Дунайской
комиссии и других организаций содействовать работам и
исследованиям, проводимым, в частности, в рамках Европейской
экономической комиссии ООН; выражают готовность, с целью улучшения международных
железнодорожных перевозок и при должном уважении их прав и
соблюдении международных обязательств, принимать меры для
устранения трудностей, возникающих в результате различий в
существующих международных правовых положениях, регулирующих
взаимные железнодорожные перевозки пассажиров и грузов между их
территориями; высказывают пожелание активизировать деятельность
существующих международных организаций по вопросам транспорта, в
частности, Комитета по внутреннему транспорту Европейской
экономической комиссии ООН, и выражают намерение содействовать
этому своими усилиями; считают, что рассмотрение государствами-участниками
возможности присоединения к различным конвенциям или международным
специализированным организациям в области транспорта, а также их
усилия с целью выполнения ратифицированных конвенций могли бы
способствовать укреплению сотрудничества в этой области.
Развитие туризма
Государства-участники, признавая вклад, вносимый международным туризмом в развитие
взаимопонимания между народами и ознакомления с достижениями
других стран в различных областях, а также в экономический,
социальный и культурный прогресс, признавая взаимосвязь между развитием туризма и мерами,
принимаемыми в других областях экономической деятельности, выражают намерение поощрять развитие туризма как на
индивидуальной, так и на коллективной основе, в частности, путем: - содействия улучшению материальной базы туризма и
сотрудничества в этой области; - поощрения осуществления совместных проектов по туризму,
включая техническое сотрудничество, особенно когда это связано с
территориальной близостью и совпадением интересов в области
туризма; - содействия обмену информацией, включая соответствующие
законы и правила, исследования, данные и документацию по вопросу о
туризме, и улучшения статистики с целью облегчения ее
сопоставимости; - рассмотрения в позитивном духе вопросов, связанных с
финансовым обеспечением туристических поездок за границу, с учетом
своих экономических возможностей, а также вопросов, связанных с
формальностями, требуемыми для таких поездок, с учетом других
положений о туризме, принятых Совещанием; - содействия деятельности иностранных туристических агентств
и транспортных компаний, связанной с развитием международного
туризма; - поощрения туризма во внесезонный период; - изучения возможности обмена студентами и специалистами в
области туризма с целью повышения их квалификации; - содействия проведению конференций и симпозиумов по вопросам
планирования и развития туризма; считают желательным проведение в соответствующих
международных рамках в сотрудничестве с компетентными
национальными организациями детальных исследований в области
туризма, в частности: - сравнительного исследования статуса и деятельности
туристических агентств, а также путей и средств развития
сотрудничества между ними; - исследования проблем, связанных с сезонной концентрацией
отпусков, имея в виду в качестве конечной цели поощрение туризма
вне пикового периода; - исследования проблем, возникающих в тех местностях, где
развитие туризма нанесло ущерб окружающей среде; считают также, что заинтересованные стороны могли бы пожелать
изучить следующие вопросы: - унификация классификации гостиниц и - туристические маршруты, охватывающие две или несколько
стран; будут следить, насколько это возможно, чтобы развитие туризма
не наносило ущерба окружающей среде и художественному,
историческому и культурному наследию в их странах; будут продолжать сотрудничество в области туризма на
двусторонней и многосторонней основе для достижения упомянутых
выше целей.
Экономические и социальные аспекты
мигрирующей рабочей силы
Государства-участники, принимая во внимание, что перемещение рабочих-мигрантов в
Европе приняло большие размеры и что оно является важным
экономическим, социальным и гуманитарным фактором как в
принимающих странах, так и в станах происхождения, признавая, что миграция рабочих порождает также ряд
экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем как в
принимающих странах, так и в странах происхождения, учитывая надлежащим образом деятельность в этой области
компетентных международных организаций, в частности Международной
организации труда, считают, что проблемы, возникающие в двустороннем плане в
связи с миграцией рабочих в Европе, а также между
государствами-участниками, должны рассматриваться непосредственно
заинтересованными сторонами с тем, чтобы решать эти проблемы в их
обоюдных интересах, в свете стремления каждого заинтересованного
государства учитывать должным образом потребности, вызываемые его
социально-экономическим положением, принимая во внимание
обязанность каждого государства действовать в соответствии с
двусторонними и многосторонними соглашениями, стороной которых оно
является, и имея в виду следующие цели: поощрять усилия стран происхождения, направленные на
расширение возможностей занятости для своих граждан на своей
территории, в частности, путем развития экономического
сотрудничества, отвечающего этой цели и приемлемого для
заинтересованных стран происхождения и принимающих стран; обеспечивать, путем сотрудничества между принимающей страной
и страной происхождения, создание условий, в которых могло бы
происходить упорядоченное перемещение рабочих, ограждая при этом
их личное и социальное благосостояние, и организовывать в
соответствующих случаях набор и элементарную языковую и
профессиональную подготовку рабочих-мигрантов; обеспечивать равноправие между рабочими-мигрантами и
гражданами принимающих стран в том, что касается условий найма и
труда, а также социального обеспечения, и следить за тем, чтобы
для рабочих-мигрантов создавались удовлетворительные условия
жизни, особенно в отношении жилья; следить, насколько это возможно, за тем, чтобы
рабочие-мигранты пользовались теми же возможностями, что и
граждане принимающей страны, в отношении получения подходящей
работы в случае безработицы; относиться благожелательно к тому, чтобы рабочие-мигранты
получали профессиональную подготовку и, насколько это возможно,
бесплатно обучались языку принимающей страны по месту работы; закрепить право рабочих-мигрантов по возможности регулярно
получать информацию на своем родном языке как о стране
происхождения, так и о принимающей стране; обеспечить детям рабочих-мигрантов, проживающих в принимающей
стране, доступ к обычному для этой страны образованию на тех же
условиях, что и для детей этой страны, и позволить, кроме того,
преподавание родного языка, национальной культуры, истории и
географии; иметь в виду, что рабочие-мигранты, особенно получившие
квалификацию, возвращаясь в свою страну по прошествии некоторого
времени, могут способствовать восполнению нехватки
квалифицированной рабочей силы в стране происхождения; облегчать, насколько это возможно, воссоединение семей
рабочих-мигрантов; относиться благожелательно к усилиям стран происхождения по
привлечению сбережений рабочих-мигрантов с тем, чтобы в рамках их
экономического развития расширить соответствующие возможности для
занятости, способствуя тем самым реинтеграции этих рабочих по их
возвращении.
Подготовка кадров
Государства-участники, сознавая значение, которое приобретает подготовка и повышение
квалификации специалистов и технических работников для
экономического развития каждой страны, выражают готовность поощрять сотрудничество в этой области, в
частности, способствуя обмену информацией об организациях,
программах и методике подготовки и повышения квалификации
специалистов и технических работников в различных областях
экономической деятельности, в частности, в вопросах управления,
государственного планирования, сельского хозяйства, организации и
техники торговли и банковского дела; считают желательным развивать на условиях, приемлемых для
каждой из сторон, обмен специалистами и техническими работниками,
в частности, в форме стажировки, конкретные условия которой -
сроки, вопросы финансирования, уровень образования и квалификации
стажеров - могли бы согласовываться компетентными
заинтересованными организациями государств-участников; высказываются в пользу изучения, по соответствующим каналам,
возможностей сотрудничества в вопросах организации и постановки
профессиональной подготовки по месту работы, особенно по
специальностям, связанным с применением современной техники.
Вопросы, относящиеся к безопасности
и сотрудничеству в Средиземноморье
Государства-участники, учитывая географические, исторические, культурные,
экономические и политические аспекты своих взаимоотношений с
неучаствующими средиземноморскими государствами, убежденные в том, что безопасность в Европе следует
рассматривать в более широком контексте безопасности в мире, что
она тесно связана с безопасностью в районе Средиземноморья в целом
и что, следовательно, процесс укрепления безопасности, не
ограничиваясь Европой, должен распространяться на другие районы
мира, в частности на Средиземноморье, полагая, что укрепление безопасности и развитие
сотрудничества в Европе будут стимулировать позитивные процессы в
районе Средиземноморья, и выражая намерение сделать вклад в дело
мира, безопасности и справедливости в этом районе в общих
интересах государств-участников и неучаствующих средиземноморских
государств, признавая важность своих экономических взаимоотношений с
неучаствующими средиземноморскими государствами и учитывая общую
заинтересованность в дальнейшем развитии сотрудничества, отмечая с удовлетворением интерес, проявленный неучаствующими
средиземноморскими государствами к Совещанию с самого его начала,
и приняв должным образом во внимание их вклады, Заявляют о своем намерении: - способствовать развитию добрососедских отношений с
неучаствующими средиземноморскими государствами в соответствии с
целями и принципам Устава Организации Объединенных Наций
( 995_010 ), на которых основаны их отношения, и с Декларацией
Организации Объединенных Наций о принципах международного права,
касающихся дружественных отношений и сотрудничества между
государствами ( 995_569 ), и соответственно исходить, в связи с
этим, в своих отношениях с неучаствующими средиземноморскими
государствами из духа принципов, изложенных в Декларации
принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться
во взаимных отношениях; - стремиться, путем дальнейшего улучшения отношений с
неучаствующими средиземноморскими государствами, укреплять
взаимное доверие с тем, чтобы способствовать безопасности и
стабильности в районе Средиземноморья в целом; - содействовать развитию взаимовыгодного сотрудничества с
неучаствующими средиземноморскими государствами в различных
областях экономической деятельности, особенно путем расширения
торговли, на основе общего понимания необходимости стабильности и
прогресса в торговых отношениях, их взаимных экономических
интересов и различий в уровнях экономического развития,
способствуя тем самым их экономическому росту и благосостоянию;

  Пошук Знайти слова на сторiнцi:     
* тiльки українськi (або рос.) лiтери, мiнiмальна довжина слова 3 символи...

Сторінки:  1  [ 2 ]  3  4
« попередня сторінканаступна сторінка »